Закономерности формирования эффективной команды

Как управлять эмоциями сотрудников
Вы успешно подписаны на новые материалы.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях:
  • 13 ноября 2017
Чтобы создать эффективную команду, придется пережить шторм. Секреты управления персоналом — по материалам второй ступени тренинга Международного центра «Креативные технологии консалтинга» — как распознавать и управлять эмоциями других людей.
Мила Кретова, редактор Rabota.ru, студент Международного центра «Креативные технологии консалтинга»
Любой коллектив в процессе развития проходит четыре обязательные стадии. Каждая из них вызывает определенные эмоции, которые не всегда полезны для решения бизнес-задач. На тренинге по эмоциональному интеллекту мы рассмотрели все этапы формирования эффективной команды и подумали над тем, как корректировать не конгруэнтные эмоции.

Стадия «Знакомство»

Команда может быть собрана, например, под проект из совершенно незнакомых или частично знакомых людей. Но даже если в давно работающий вместе отдел пришел один новенький, то для коллектива все равно наступает стадия знакомства. Она похожа на «конфетно-букетную» стадию в отношениях: все стараются произвести друг на друга самое благоприятное впечатление. Для этого периода характерны скорее приятные эмоции, способствующие росту эффективности коллектива, — интерес, ожидание, радость. Из эмоций, снижающих эффективность, можно наблюдать, пожалуй, настороженность и тревогу — неизвестно, как пойдет работа, будет ли людям комфортно друг с другом на длинной дистанции, как будут в итоге распределены роли в коллективе.

Задача руководителя на стадии «Знакомство»

Поддержать интерес — вдохновить команду, рассказать про цели и задачи, увлечь их выполнением.

Снизить уровень тревожности. На данном этапе тревожность, скорее всего, будет вызвана недостатком информации, поэтому важно как можно более детально описать проект, функционал каждого члена команды в рамках проекта, KPI и дедлайны. Это поможет легче пережить следующую стадию жизни команды —
Стадия «Шторм»

В период «шторма» начинаются трения, борьба за роли лидера и неформального лидера, возникают первые сложности в работе и начинается череда конфликтов. Команда уже показала друг другу свои лучшие стороны, люди возвращаются к своему обычному, не стремящемуся к идеальности поведению. Вылезают личные недостатки.

Эмоции на этом этапе мало способствуют эффективной работе: растерянность, досада, тревога, злость, гнев, возможно, смущение. Особенно эти эмоции хорошо проявляются, если есть пробелы в понимании целей, задач и функционала каждого члена команды. Нельзя сказать, что период «шторма» проходит исключительно в неприятных эмоциях, но они довольно длительное время остаются фоновыми. Производительность труда заметно падает.

Задачи руководителя на стадии «Шторм»

Самая главная задача руководителя в этот момент не впасть в панику и не начать срочно менять команду. Людям стоит дать возможность договориться. Стадия «шторма» естественна, она будет происходить с любым набором людей. Ее нужно грамотно пережить.

Руководитель должен вовремя разглядеть лидеров и аутсайдеров, правильно распределить функционал и нейтрализовывать возникающие конфликты. Возможно, придется пересмотреть какие-то процессы внутри коллектива, кому-то добавить ответственности, кому-то ее уменьшить. Чем больше логичной, структурированной информации получит команда, тем меньше будет ее уровень тревожности.

На стадии «шторма» можно проводить активные командообразующие мероприятия, которые позволят скинуть агрессию и напряжение и постепенно принять мысль о том, что «мы — команда». Но ждать быстрых результатов и роста эффективности не стоит.
Стадия «Нормализация»

Пик негативных переживаний пройден. Производительность труда и эффективность команды растет, основные эмоции в коллективе — принятие, доверие, интерес. Появляются первые результаты, и это вызывает радость и стимулирует двигаться дальше. Люди в команде реально оценивают друг друга, нет завышенных ожиданий и разочарований. Очень эмоционально ровный период, в который команда действительно становится командой.

Задачи руководителя на стадии «Нормализация»

Команда уже «сыгралась», нужно стимулировать людей к дальнейшему развитию. Можно делегировать новые полномочия, поощрять самостоятельность. Обязательно отметить первые результаты — радость отличная эмоция, которая будет одним из драйверов в этот период.

Стадия «Функционирование»

Переход от стадии «нормализация» к стадии «функционирование» очень незаметный. Еще более незаметный, чем переходы между другими этапами.

Команда работает как бы сама по себе. Все процессы отлажены, отношения между людьми установились, роли распределены, планомерно достигаются поставленные цели. Эмоциональный фон вполне комфортный: принятие, доверие, радость, безмятежность. Но опасность этого периода заключается в том, что в один момент безмятежность может мутировать в скуку. А эта эмоция самая разрушительная для дела.

Задачи руководителя на стадии «Функционирование»

Признать успехи команды. Коллектив долго шел к слаженной работе, они достойны поощрений за проделанный труд и полученные результаты. Команде важно знать, что их заслуги ценятся компанией.

Но самая главная задача на этой стадии — вызвать новый всплеск интереса, не дать возникнуть скуке. Пора ставить новые задачи, выводить команду на новый профессиональный уровень. Обучающие программы, возможность развиваться горизонтально, новые KPI — все это не даст команде скучать. Ведь скука — это стагнация.

Текст:
Мила Кретова

Свежие вакансии для HR-профессионалов
Вы успешно подписаны на еженедельную рассылку.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.

  • Добавить резюме
  • Поиск вакансий
  • Каталог компаний
  • Статьи и советы
  • Вакансии
  • question_answerСлужба поддержки
12+ © Rabota.ru
Соглашение об использовании