Сторителлинг: сказки для взрослых

Как наглядные истории из жизни помогают в работе HR-специалистам.
Вы успешно подписаны на новые материалы.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях:
  • 27 февраля 2017
Еще в 2003 г. старший редактор журнала Harvard Business Review Бронвин Фраер писал, что самый верный способ заставить людей поверить во что-то, это соединить идею с эмоцией. А лучший инструмент для этого — убедительная история. Статья называлась «Сторителлинг, который движет людьми».
Cторителлинг — это способ передачи той или иной информации через историю как метафору. Эта технология позволяет обмениваться мнениями, мотивировать, передавать опыт, влиять на слушателя, поясняет презентационный консультант и бизнес-тренер Александр Яхынбаш.

Он оговаривается: сама по себе эта технология возникла еще до того, как была изобретена письменность, а популярным в последние несколько лет стал термин «сторителлинг».

Создаем хорошую историю

«Истории появляются там, где есть противостояние, конфликт, — продолжает Яхынбаш. — Одного перечисления фактов недостаточно, так как оно не позволяет слушателю или читателю сделать вывод, к которому ведет рассказчик».

Как отличить хорошую историю от плохой

В качестве примера сторителлинга иногда приводят рассказы о передовиках производства, массово публиковавшиеся в советской печати и до сих пор нередко встречающиеся в корпоративных изданиях. Однако в них, как правило, нет противодействия, а лишь линейное движение героя из точки, А в триумфальную точку В. «Они недостаточно интересны, недостаточно наглядны и недостаточно мотивируют читателя», — убежден Яхынбаш. А значит, если задача заключается в мотивации сотрудников, то рассказывать им подобные истории малоэффективно.

Как создать историю

Во-первых, необходимо продумать ее драматургию. В идеале она должна быть как сюжет добротного фильма, который зритель смотрит с открытым ртом, безусловно доверяя режиссеру — но в миниатюре. Обратимся к опыту сценаристов. В сильно упрощенном виде процесс создания сценария состоит из следующих компонентов и этапов:

1) продумывание идеи,

2) формирование конфликта, который эту идею раскроет,

3) создание персонажей,

4) написание и детализация сюжета.

Примерно того же порядка придерживаются и управленцы, придумывая историю, призванную донести некую идею до публики.
Пример недостаточно наглядной истории:
«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая, а потом дед ее взял и вытянул».

Пример сторителлинга:
«Понимая, что зима не за горами, дед посадил репку. Выросла она большая-пребольшая, такая, что одному деду ее не вытянуть (здесь появляется конфликт сторон). Чтобы решить эту проблему, дед призвал всех домочадцев и даже мышку-норушку (подключаются персонажи). Тянули-тянули, в итоге — вытянули». Вывод — сила в командной работе, и даже усилия самого незаметного в коллективе могут оказать решающее значение (идея сказки проиллюстрирована).
Когда сторителлинг уместен в целях HR

«В первую очередь, сторителлинг как техника может быть полезен во внутренних коммуникациях», — говорит медиа-коуч Ирина Телицына.

Пример:

Компания предлагала своим сотрудникам корпоративный пенсионный план с выгодными условиями софинансирования. В офисе расклеивали рекламные плакаты, но вовлеченность по-прежнему оставалась низкой. Тогда отдел внутренних коммуникаций попросил рассказать о своем опыте несколько человек, уже перешедших на этот пенсионный план. Одним из них была женщина, которая, выйдя на пенсию, сняла накопления с пенсионного счета, и этого ей хватило, чтобы достроить, наконец, второй этаж на даче. Простая, вроде бы, история, но она сумела вызвать доверие в сотрудниках, и популярность этого пенсионного плана выросла.

«Кроме того, сторителлинг хорошо „ложится“ в канву так называемых welcome-тренингов для новых сотрудников, где им рассказывают о ценностях компании», — говорит Александр Яхынбаш. «Перечислить эти ценности через запятую недостаточно — так эти ценности останутся лишь набором ничем не подтвержденных догм. Чтобы сотрудники прониклись этими ценностями, нужна живая иллюстрация — реальная история из жизни компании, демонстрирующая, как та или иная ценность была реализована на практике», — подчеркивает собеседник Rabota.Ru.

На практике

О чем

«В Parallels (занимается разработкой программного обеспечения. — Прим. авт.) любят рассказывать сотрудникам такие истории успеха компании, как создание ПО для запуска Windows на Мас без компьютеров Apple у разработчиков или о первой встрече создателей Parallels со Стивом Джобсом», — говорит директор компании по персоналу Татьяна Дьяконова.

Кто кому

Источников информации для соискателей может быть несколько. Во-первых, это рекрутер: в процессе первой встречи он, в том числе, рассказывает о ключевых ценностях компании, подкрепляя рассказ «историческими фактами». Далее с соискателем беседуют ключевые топ-менеджеры и в финале — сооснователь компании, вице-президент Parallels Николай Добровольский. Он тоже делится жизненным опытом и отвечает на вопросы кандидата.

Не ограничиваясь в средствах

«Мы не ограничиваемся устным повествованием, стараясь подкрепить информацию ознакомительной экскурсией, различными фото- и видеоматериалами. Буквально на прошлой неделе к нам пришел кандидат с рассказом о том, что он заочно знаком с компанией и нашим HR-менеджером, поскольку накануне прочел пост о быте и жизни в Parallels на Habrahabr», — рассказывает Дьяконова.

И напоследок

Короткая лекция на английском языке, иллюстрирующая важность сторителлинга в создании презентаций, и некоторые советы:

Текст: Мария Алешко

Текст:
Мария Алешко

Свежие вакансии из разных сфер
Сборщик интернет-заказов
ООО "ЦентрПроф"
Агентство по подбору персонала
30 000 руб.
Системный администратор
АБ ЛОГИСТИКА
Логистическая компания
40 000 – 50 000 руб.
Нормировщик в цех кулинарии
Эко-меню
Пищевое производство
39 000 руб.
Онлайн-маркетолог
ТОНИТЕКС
Оптовая компания
50 000 – 100 000 руб.
Продавец в отдел
МАГНОЛИЯ
Сеть магазинов
до 35 000 руб.
Экономист
Федеральное ведомство при Президенте РФ
Государственный орган / служба
50 000 руб.
Инженер по ремонту и обслуживанию оборудования
Моссервис
Ремонтно-строительная компания
60 000 руб.
Вы успешно подписаны на еженедельную рассылку.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.

  • Добавить резюме
  • Поиск вакансий
  • Каталог компаний
  • Статьи и советы
  • Вакансии
  • question_answerСлужба поддержки
12+ © Rabota.ru
Соглашение об использовании